(Могилёвской и Мстиславской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Могилёве (Белоруссия). 16 апр. 1636 г. митр. Киевский и Галицкий свт. Петр (Могила) добился от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV Вазы разрешения на возведение в Могилёве деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Вскоре после ее возведения на посаде города были построены деревянные кельи. До 1648 г. часть монахинь, проживавших при могилёвском Братском в честь Богоявления мужском монастыре, была переселена в М. м. (Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв на Днепре, 1890. С. 55). По-видимому, это произошло в кон. 1646 или в 1-й пол. 1647 г., т. к. еще 6 сент. 1646 г. Мстиславский, Могилёвский и Оршанский еп. Сильвестр (Косов), основываясь на грамоте 1636 г. Киевского митр. Петра (Могилы), получил от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV подтвердительную грамоту (привилей). Этот акт разрешал правосл. могилёвским мещанам основать жен. мон-рь при Никольской ц., на свободной территории Гривлянской сотни, и наделял их определенными привилегиями. При этом еп. Сильвестр (Косов) добился того, чтобы позднее, основываясь на привилегиях, данных в 1-м документе, они всегда подтверждались «з стороны только фундованя черниц на мейсцу чернцов привилей тот поновляли и своем лепшом способе и форме потверждали». Имея привилегии, которые «той церкви и монастыра даны», властям мон-ря разрешалась покупка новых городских дворов «на вольное през мещан Гривлянских скуповане». Насельницы должны были подчиняться местному епископу. Шляхтянки, ставшие монахинями, освобождались от повинностей (АСЗР. Т. 2. № 48. С. 69-71).
Первоначально постройки М. м. были деревянными. После пожаров в Могилёве 1661, 1664 и 1666 гг. монастырь был перенесен в урочище Холмы, в котором ранее стоял Никольский храм. 12 апр. 1664 г. в Варшаве польск. кор. и Литовский вел. кн. Ян II Казимир Ваза пожаловал М. м. разрешение на строительство в Холмах ц. во имя св. прав. Анны. Правитель Речи Посполитой подтверждал, что обитель основана «для обучения девиц дворянскаго и городскаго сословия». Признавая стесненность монахинь, к-рые после пожара не имеют «приличнаго помещения», власти М. м. через посредничество братчиков просили, чтобы по «королевской милости, позволили им на их грунте, называемом Холмы, лежащем за рекою Днепром и купленом у Елисея Лазаревича, обывателя Могилевскаго, построить церковь во имя святой Анны, матери Пресвятой Девы Марии». При этом кор. Ян II Казимир подтверждал все привилегии, данные М. м. его покойным братом кор. Владиславом IV, а также освобождал насельниц от всех «городских податей и казенных повинностей». Он разрешал монахиням «строить на нем церковь» и давал «полное право пользоваться на содержание своего монастыря всякими доходами от той церкви и от того грунта, дабы оне молили Господа Бога о благополучном царствовании нашем и наших преемников». Король подчеркивал, что «этих прав никто, а особливо замковый Могилевский суд не смеет нарушать и сокращать». С этой целью король выдавал «сию нашу привилегию, к которой, для большей силы, подписавшись нашею рукою, повелели приложить печать Великаго Княжества» (Там же. № 55. С. 80-81).
Еще в 1669 г. на посаде Могилёва недалеко от берега Днепра братчики заложили каменный крестово-купольный 3-нефный Никольский собор. Его главный фасад был украшен нишами, пилястрами и колонками, к-рые на верхних этажах были «покрыты лепным растительным орнаментом». Фасад завершался 2 башнями, в средней части - фигурным козырьком. По мнению историков архитектуры, «декоративная обработка фасада рассчитана на постепенное облегчение архитектурных форм от нижних частей к верхним. Так, нижний фасад расчленен тремя большими нишами». Декор Никольского храма близок к декору храмов московской архитектуры нарышкинского стиля. Так, колонки, покрытые лепным орнаментом, украшающие входную пристройку храма свт. Николая, близки к элементам интерьера собора Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря (Кацер. 1948. С. 49, 50-51).
Подробное описание М. м. оставил московский стольник и дипломат П. А. Толстой, который, посетив мон-рь 5 апр. 1697 г. вспоминал: «...во время чтения Святого Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставились мещане с великими изрядными свещами 14 человек» (Путешествие. 1992. С. 14).
М. м. дважды сильно пострадал во время Северной войны: его ограбили уходившие из Могилёва швед. войска, а затем казаки и калмыки из конных частей рус. войск. Обитель запустела, в 1719 г. была возрождена как мужская. В 1747 г. в связи с необходимостью защиты от католиков и униатов власти М. м. добились выдачи им копий предшествующих привилеев кор. Владислава IV Вазы. В 1754 г. М. м. был закрыт, церкви оставались приходскими до нач. 30-х гг. XX в. В 1793 г. по инициативе архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского свт. Георгия (Конисского) рядом с Никольской ц. началось возведение теплого отапливаемого храма, который в 1798 г. еп. Могилёвский и Витебский Анастасий (Братановский-Романенко) освятил во имя св. Онуфрия.
К нач. XX в. при Никольском храме существовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. В 1915-1917 гг. в Могилёве находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Имп. св. Николай II Александрович с семьей посещал Никольскую ц.
В 20-30-х гг. XX в. из храмов бывшей обители была изъята ценная церковная утварь, а иконостас Никольской ц. уничтожили. Богослужения не совершались с 1934 г., после смерти свящ. Михаила Плещинского. В 1937-1941 гг. органы НКВД организовали в Никольском соборе неотапливаемую пересылочную тюрьму, в которой в зимнее время скончалось много заключенных. Их останки похоронены под алтарем церкви. В 1946 г. здание Никольской ц. было отремонтировано, в нем устроена книжная база. В 1956-1990 гг. в храме неудачно провели реставрационные работы. В 1989 г. Могилёвский и Мстиславский архиеп. Максим (Кроха) принял решение о возрождении мон-ря. 28 марта 1991 г. был заново освящен Онуфриевский храм. 18 окт. того же года решением Синода Белорусской Православной Церкви (БПЦ) мон-рь был открыт. 5 авг. 1993 г. в помещении Онуфриевского храма состоялось заседание Синода БПЦ, на к-ром к лику местночтимых святых был причислен архиеп. Георгий (Конисский). В память о нем ежегодно 6 авг. совершается крестный ход от обители до дома, где проживал святитель. В 2002 г. рядом с Никольским храмом погребен архиеп. Максим (Кроха).
Среди святынь М. м.- икона-портрет имп. св. Николая II, образ свт. Николая Чудотворца с частицей его мощей, списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилёвской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо».
В 1996 г. при М. м. было учреждено сестричество во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, для к-рого в том же году построен каменный 2-этажный корпус. При обители действуют воскресная школа и молодежный правосл. хор. К 2017 г. в мон-ре проживали игум. Евфросиния (Сидорович) и ок. 15 насельниц.